Заключение на проект Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»

 

  1. Общие положения

Заключение контрольно-счетной комиссии Новокузнецкого муниципального района подготовлено на основании: Бюджетного кодекса Российской Федерации, (далее – Бюджетный кодекс, БК РФ), Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 27 Устава муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район», Положения о контрольно-счетной комиссии Новокузнецкого муниципального района.

        Целью проведения экспертизы Законопроекта  является его проверка на предмет обеспечения соответствия бюджетному законодательству, отсутствие противоречия с другими нормативно - правовыми, а также формирование мотивированного заключения по результатам оценки полноты, обоснованности и достоверности Проекта бюджета.

В ходе экспертизы Проекта Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» контрольно-счетной комиссией проведен анализ основных характеристик Проекта бюджета, проверено наличие и оценено состояние нормативной, и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета.

  1. Дата поступления Проекта Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в контрольно-счетную комиссию Новокузнецкого муниципального района:

14.11.2019 г.

  1. Сроки проведения экспертизы Проекта Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»:

С 20.11.2019г. по 13.12.2019г.

  1. Результаты экспертизы Проекта Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»:

4.1. В соответствии с п.2 ст.172 БК РФ -  составление Проектов бюджетов основывается на:

положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;

прогнозе социально-экономического развития;

бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

4.2. На основании ст.6 Решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 28.05.2019 № 57-МНПА «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район», в решении о бюджете Новокузнецкого муниципального района должны содержаться основные характеристики бюджета Новокузнецкого муниципального района:

1) общий объем доходов бюджета Новокузнецкого муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

2) общий объем расходов бюджета Новокузнецкого муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

3) дефицит (профицит) бюджета Новокузнецкого муниципального района на очередной финансовый год и плановый период и иные показатели установленные БК РФ.

4.3. Проект Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» определяет общий объем доходов:

– на 2020 год в сумме 2 114 701,0 тыс.руб., в том числе:

налоговые доходы - 427 537,0 тыс.руб.;

неналоговые доходы - 869 356, 0 тыс. руб.;

безвозмездные поступления  817 808,0 тыс. руб.

- на 2021 год в сумме 2 124 046,0 тыс.руб., в том числе:

налоговые доходы – 443 603, 0тыс. руб.;

неналоговые – 872 624,0 тыс. руб.;

безвозмездные поступления -807 819,0 тыс. руб.

- на 2022 год в сумме 2 300 447,9 тыс.руб., в том числе:

налоговые доходы-465 228,0тыс. руб.;

неналоговые доходы- 900 457,0 тыс. руб.;

безвозмездные поступления -934 762,9 тыс. руб.

Налоговые доходы предусмотрены Проектом бюджета на 2020 год в сумме 427 537,0 тыс.руб., в том числе:

- НДФЛ -360 000,0 тыс.руб.;

-ЕНВД -5 000,0 тыс.руб.;

- Акцизы -5 669, 0 тыс.руб.;

- Сельхоз.налог -1 606,0 тыс.руб.;

- Патенты – 262,0 тыс.руб.;

- Транспортный налог – 5 000,0 тыс.руб.;

- Госпошлина -0,0 тыс.руб.;

- Упрощенная система налогообложения -50 000,0 руб..

Неналоговые доходы предусмотрены Проектом бюджета на 2020 год в 869 356 ,0 сумме тыс.руб., в том числе:

 - Арендная плата -770 000,0тыс. руб.;

 - Аренда имущества -2 500,0 тыс. руб.;

 - Плата за негативное воздействие на окружающую среду -81 421,0 тыс.руб.;

- Платные услуги -7 600,0 тыс.руб.;

- Продажа имущества -500,0 тыс.руб.;

- Продажа земли -7 000,0 тыс.руб.;

- Возмещение (штрафы) -150,0 руб.;

-прочие неналоговые доходы -185,0 тыс.руб.

           Поступление собственных доходов в 2020 году планируется ниже уровня 2019 года, за счет изменении отчислений по НДФЛ. Основными платежами, формирующими неналоговые доходы МО «Новокузнецкий муниципальный район» на 2020 год, являются - арендная плата, плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения (штрафы).

          4.3.1. В Проекте бюджета в общей сумме доходов на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов:

- налоговые доходы составляют 20,2%, 20,9% и 20,2%, соответственно;

- неналоговые доходы составляют 41,1%, 41,1% и 39,1%, соответственно;

- безвозмездные поступления 38,7%, 38,0% и 40,7%, соответственно.

4.4.  Проект Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов определяет общий объем расходов:

– на 2020 год в сумме 2 244 390.3 тыс. руб. в том числе:

за счет местного бюджета -1 474 082,3 тыс. руб.;

за счет средств областного бюджета -770 308,0 тыс. руб.

– на 2021 год в сумме 2 255 668.7 тыс. руб. в том числе:

за счет местного бюджета -1 493 349,7 тыс. руб.;

за счет средств областного бюджета -762 319,0 тыс. руб.

- на 2022 год в сумме 2 437 016,40 тыс. руб. в том числе:

за счет местного бюджета - 1 547 753,5 тыс. руб.;

за счет средств областного бюджета -889 262,9  тыс. руб.

           4.5. В целях проверки и оценки устойчивости бюджета Новокузнецкого муниципального района, контрольно-счетной комиссией проведен анализ основных характеристик Проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

Таблица 1

Показатели

 

2018

2019 (прогноз)

2020

2021

2022

1

Налоговые доходы, млн.руб.

НД

448,6

474

427,5

443,6

465,3

2

Неналоговые доходы, млн.руб.

ННД

924,8

914,8

869,4

872,6

900,4

3

Итого налоговые и неналоговые доходы, млн.руб.

СД

1373,4

1388,8

1296,9

1316,2

1365,7

4

Безвозмездные поступления, млн.руб.

БП

849,5

1142,0

817,8

807,8

934,8

5

Всего доходов млн.руб.

Д

2222,9

2530,8

2114,7

2124,0

2300,5

6

Всего расходов млн.руб.

Р

2227,5

2685,0

2244,5

2255,8

2437,0

7

Дефицит/профицит, млн.руб.

Д/П

-4,6

-154,2

-129,8

-131,8

-136,5

8

Численность населения (среднегодовая), тыс.чел.

Ч

50,4

50,3

50,4

50,4

50,4

9

Коэффициент автономии

Ка= СД/Д

0,62

0,55

0,61

0,62

0,59

10

Коэффициент бюджетного покрытия

Кбп= Д/Р

0,62

0,52

0,58

0,58

0,56

9

Коэффициент бюджетной результативности, тыс.руб./чел

Кбр=СД/Ч

27,25

27,6

25,7

26,1

27,1

10

Коэффициент бюджетной обеспеченности, тыс.руб./чел

Кбр=Р/Ч

44,2

53,4

44,5

44,8

48,4

Отмечаем снижение  коэффициента бюджетной результативности в 2020-2021 году, по сравнению с прогнозными показателями за 2019 год. Динамичное увеличение значений данного показателя к 2022 году свидетельствует о незначительном росте собственных источников дохода и расходных обязательств. При этом, следует отметить, что данные показатели не учитывают инфляционные составляющие, которые, в конечном итоге нивелируют планируемый незначительный рост. В сопоставимых ценах значения данных коэффициентов будут показывать отрицательную динамику, что, в свою очередь приводит к снижению устойчивости бюджета района.

С учетом вышеизложенного, в целях исключения рисков снижения устойчивости районного бюджета в плановом периоде, администрации района следует ежеквартально проводить мониторинг основных характеристик бюджета для принятия своевременных мер, направленных на изыскание резервов увеличения доходной базы бюджета (в том числе по снижению задолженности по налоговым и неналоговым поступлениям).

 

         

 4.6. Анализ расходов бюджета на реализацию муниципальных программ.

     Одновременно с Проектом Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на экспертизу представлено 15 муниципальных программ.

      Постановлением администрации Новокузнецкого муниципального района от 25.02.2019 № 50 утвержден перечень муниципальных программ на планируемый период.

Экспертиза муниципальных программ проводилась в соответствии  с Бюджетным кодексом Российской Федерации, «Уставом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район», Постановлением администрации Новокузнецкого муниципального района от 06.11.2015 № 196 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ МО «Новокузнецкий муниципальный район», Постановление администрации Новокузнецкого муниципального района от 25.02.2019 № 50 «Об утверждении перечня муниципальных программ Новокузнецкого муниципального района», Решения Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 07.09.2011 № 309-МНПА «Об утверждении Положения о контрольно-счетной комиссии Новокузнецкого муниципального района».

     Общий объем расходов, предусмотренный в Проекте бюджета на финансирование муниципальных программ на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, представлен в таблице 2.

     Таблица 2 Распределение расходов на муниципальные программы в 2020 -2022 годах.(тыс.руб.)

Наименование программы

2020

Уд.

вес

%

2021

Уд.вес

%

2022

Уд.вес

%

1

Муниципальная программа «Осуществление деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района»

98532,7

4,5

92593,1

4,3

92933,8

4,3

2

Муниципальная программа "Социальная поддержка населения Новокузнецкого муниципального района"

211064,4

9,6

214024,4

9,9

219885,4

9,5

3

Муниципальная программа "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность Новокузнецкого муниципального района"

51143,0

2,3

55000,0

2,5

55000,0

2,4

4

Муниципальная программа "Содействие занятости населения Новокузнецкого муниципального района"

1000,0

0,0

1100,0

0,1

1200,0

0,1

5

Муниципальная программа "Поддержка агропромышленного комплекса и развитие сельских территорий Новокузнецкого муниципального района"

73481,4

3,4

24147,6

1,1

140608,0

6,1

6

Муниципальная программа "Жилищная и социальная инфраструктура Новокузнецкого муниципального района"

106906,6

4,9

123637,4

5,7

131071,6

5,7

7

Муниципальная программа "Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новокузнецкого муниципального района"

230084,9

10,5

237084,9

10,9

240084,9

10,4

8

Муниципальная программа "Развитие системы образования Новокузнецкого муниципального района"

1024158,9

46,7

1026669,9

47,3

1026607,9

44,5

9

Муниципальная программа "Молодежь и спорт Новокузнецкого муниципального района"

1793,2

0,1

1843,2

0,1

1943,2

0,1

10

Муниципальная программа "Культура Новокузнецкого муниципального района"

230425,7

10,5

226625,7

10,5

227125,7

9,9

11

Муниципальная программа "Имущественный комплекс Новокузнецкого муниципального района"

46068,7

2,1

53068,7

2,4

55068,7

2,4

12

Муниципальная программа «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Новокузнецкого муниципального района»

46242,3

2,1

47942,3

2,2

48101,3

2,1

13

Муниципальная программа "Обеспечение безопасности населения Новокузнецкого муниципального района"

650,0

0,0

700,0

0,0

750,0

0,0

14

Муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Новокузнецкого муниципального района"

1500,0

0,1

1800,0

0,1

2000,0

0,1

15

Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами Новокузнецкого муниципального района"

67706,6

3,1

62214,0

2,9

63205,0

2,7

 

Итого:

2199758,4

100

2168451,2

100

2305585,5

100

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов местного бюджета на реализацию муниципальных программ в 2020 году занимают программы:

- «Развитие системы образования Новокузнецкого муниципального района» - 46,7 %;

            -«Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новокузнецкого муниципального района» -10,5 %;

             - «Культура Новокузнецкого муниципального района» - 10,5%.

 

4.7. Проект Решения «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» определяет дефицит бюджета:

– на 2020 год в сумме 129 689.3 тыс. руб. или 10.0 процентов от объема доходов без учета безвозмездных поступлений;

– на 2021 год в сумме 131 622.7 тыс. руб. или 10 процентов от объема доходов без учета безвозмездных поступлений;  ;

– на 2022 год в сумме 136 568,5 тыс. руб. или 10 процентов от объема доходов без учета безвозмездных поступлений.

 

  1. Заключение

5.1. В результате проведенной экспертизы, контрольно-счетная комиссия  предлагает принять представленный Проект решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района «О бюджете Новокузнецкого муниципального района на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов».

5.2. Провести актуализацию местных нормативно-правовых актов, касающихся расходных обязательств Новокузнецкого муниципального района на соответствие действующему законодательству, с целью исключения неэффективных и неправомерных расходов.

Председатель

контрольно-счетной комиссии

Новокузнецкого муниципального района                                     Шмарин Ю.В.